В 1844 Великобритания приняла золотой национальный стандарт с примечаниями Банка Англии, полностью поддержанными золотом.

 В 1870-х фактически каждая страна в Западной Европе пошла на золотой стандарт. Золотой стандарт международная денежная система, было самым полным с середины 1890-х до 1914. Это было периодом интенсивной экономической активности и международной торговли. Стоимость использования золота как универсальная валюта международной торговли была по сравнению с идеализированным универсальным языком, на котором "были устранены затраты перевода", как "операционные затраты" будут устранены в экономической сфере.

Проблемы платежного баланса, согласно анализу, происходящему от Дэвида Хьюма, являются самокорректирующимися. Если бы одна страна импортировала больше, чем она экспортировала, то золото текло бы за границу. С меньшим количеством золота, конкурирующего за то же число товаров и услуг, уровни цен в стране дефицита понизились бы, вызвав более высокое иностранное требование об экспорте и более низкий внутренний спрос для импорта, таким образом заставив золото течь назад в страну. Если дефицит был вследствие чрезмерного национального заимствования или перерасходования резервов, однако, страна дефицита не отличается от частного лица, которое создало "кризис платежного баланса", "живя далеко вне его в настоящее время зарабатываемых средств".

С развитием международной торговли в 17-м и 18-й век, много стран разработали представление, что экспорт увеличил национальное богатство, тогда как импорт разрушил национальную экономику. Это представление, известное как меркантилизм, побудило много стран принимать протекционизм и другую политику, разработанную, чтобы произвести "активный баланс торговли", означая экспорт сверх импорта. Адам Смит написал БОГАТСТВО НАРОДОВ, чтобы осудить меркантилизм. Смит предостерег против приравнивания благосостояния с деньгами, говоря "реальное благосостояние, или бедность страны... будет зависеть в целом от изобилия или нехватки этих потребляемых товаров". Импорт дешевых, полезных товаров для потребления и активов производительного капитала может увеличить благосостояние страны больше, чем денежные металлы." Страна, у которой есть средства купить вино, будет всегда получать вино, для которого у этого есть случай; и страна, у которой есть средства купить золото и серебро, никогда не будет нуждаться в этих металлах". Возможно расценить экспорт как стоимость, истощая внутри страны произведенные товары из страны, в то время как выгода торговых основ от импорта — но это представление является просто обратной ошибкой к меркантилизму.